Елена Макаренко - широко известная в Норильске личность в сфере стиля и красоты. Основатель и руководитель самого крупного в городе салона, название которого определяет качество услуг уже порядка 20 лет.

Ее бизнес следует тенденциям времени, поэтому ни пандемия, ни экономические препятствия не пошатнули основных принципов в работе. О том, как Елене удалось построить собственный «Ватикан» красоты в северном городе и в чем секрет успешного предприятия она рассказала в весеннем материале рубрики «Личный опыт».

Елена:

- Родом я из города Невинномысска Ставропольского края. В Норильске живу уже 35 лет. Приехали сюда с мужем и сыном, как говорится, на заработки, но до сих пор, видимо, не заработала ту сумму, которую хотела. Север не хочет прощаться.

Согласна, что в Норильске люди живут столько, сколько это кому-то или чему-то нужно. Норильску служат – Норильск отпускает.

Кого-то раньше, кого-то дольше держит. Этот город любит людей работящих, дружных, тех, кто приносит пользу территории и делает что-то хорошее.

Хорошие люди везде нужны, а в Норильске особенно.

О том, куда приводит путь

Не могу сказать, что я с детства мечтала стать парикмахером. Хотела быть ветеринаром, кондитером, на шоколадной фабрике рисовать красивые этикетки - такие были детские фантазии. Хотя с ранних лет стригла. Сначала кукол, затем одноклассников, потом подружек и друзей. Словом, с этой профессией у меня не было ничего общего кроме самодеятельности.

Так случилось, что по приезде в Норильск мой муж сразу был принят на работу (приехали по вызову), а я оставалась дома с маленьким ребенком. Жили мы на Ленинградской улице, где через двор находилась парикмахерская «Ромашка». Я устроилась туда ночной техничкой, потому что ребенка не с кем было оставлять в течение дня.

Посмотрела – стригут. Думаю, дай-ка тоже попробую. И решила написать заявление о том, что хочу учиться.

Выучилась я быстро, проявила себя как сообразительный специалист и экзамены с легкостью сдала. Повезло, что в тот момент из города уезжали мастера и мы с подружкой молниеносно вошли в профессию. Очень хотели, горели и любили свое дело.

Видимо, эта тяга или необходимость уже была во мне. Такими кривыми дорогами я все же пришла к парикмахерскому искусству, погрузилась в него полностью и нахожусь до сих пор.

Наверное, у творческого человека способности всегда находят выход. Это может быть ручной труд или прикладное ремесло. Если не в профессии, то в хобби. У меня как-то все совпало: и любовь, и творчество, и профессия. Все в одном.

О концепции на здоровье

В конце 80-х «Ромашку» закрыли на реорганизацию. Началась перестройка. Мутные, непонятные времена: какие-то ассоциации, переделки, распределения. Многие приходили к решению работать самостоятельно, и я одной из первых в коллективе ушла в свободное плавание.

Друзья помогли открыть парикмахерскую в здании «Норильскпроекта» в лифтовом холле на втором этаже. Внедрились мы туда, как оказалось, на целых восемь лет, ну а следующим этапом стал Торговый центр на Комсомольской, 37, где зародился первый маленький «Элит».

С самого начала я решила, что все должно быть по высшему разряду. Концепция была выбрана на лучшую продукцию, на здоровье.

Я люблю все вкусное, красивое, здоровое, приятное… Салон мы открывали с партнерами из французской фирмы. Ее представители приехали, помогли нам обучиться работать со своей продукцией и вот мы с ними дружим уже 20 лет. Они нас не подводят ни условиями, ни качеством.

За два года работы стало понятно, что конфигурация салона не совсем приемлема для норильского менталитета. Это была новая европейская история – общий зал для всех. Открытая площадка, где все друг друга видят. Да и к тому времени круг клиентов расширился настолько, что люди просто перестали помещаться. Появилась необходимость к расширению.

Так родился проект на Ленинском, 2. В исторической части города, где располагается одна из его визитных карточек – гостиница «Полярная звезда». В нашем распоряжении оказались 655 квадратных метров! Как размахнулись тогда, так и работаем благополучно по сей день…

Считаю, что мы достойно пережили пандемию. Предприятие у нас законопослушное: и лицензия есть, и все требования, которые выдвигает закон, мы выполняем. Я приятно удивлена тем, как быстро в столь нелегкий для всех период была организована финансовая поддержка от государства. А как только стало возможно, мы вновь открыли «Элит».

Благодаря антибактериальной программе нам удалось обеспечить защиту и работникам, и посетителям салона. Уберечь себя и других от тотальных болезней.

Забота о здоровье персонала и клиентов, строгая санитария, гигиена, выполнение всех требований закона – это принципиальная позиция и она выручает не первый раз. Я считаю, что мы очень правильно поступаем.

Иной раз бывает сложно оформить документы. Это все очень долго: бумажки, инстанции, 155 печатей, подтверждений, но, тем не менее, это все делать нужно.

Знаю, что Агентство развития Норильска плотно работает с предпринимателями в том числе и в вопросах поддержки бизнеса. Это не может не радовать. Я считаю, что всякое действие лучше бездействия, а если речь идет о реальной поддержке, о проектах культурного характера, благоустройства и процветания города, мнение о таких инициативах может быть только положительным.

Об интуиции

Моя главная поддержка в жизни и в бизнесе – это семья.

Фантазией природа одарила неугомонной. А в бизнесе важна еще и предпринимательская жилка. Поэтому у меня есть управляющие. Люди, которые считают деньги. Они честны и не воруют. Система построена таким образом, что все открыто и на совесть.

С людьми мне в жизни везет. Рядом всегда есть замечательные, честные, порядочные, трудолюбивые. Я чувствую людей. Научилась слушать свою интуицию и ни разу не обманулась. При приеме на работу новых сотрудников часто даю им шанс. Специалисты, которые ленятся, не хотят развиваться, качественно и активно работать, надолго не задерживаются.

Остаются трудоголики, которые замотивированы зарабатывать деньги, учиться и профессионально расти.

О познании нового

В советское время, когда я работала в парикмахерской, молодежи учиться не давали. На учебные программы отправляли в основном работниц со стажем, которым подобное было уже не интересно. А нас, молодых, затирали.

Но впоследствии, когда появилась возможность, где я только не училась! Прошла все возможные школы по парикмахерскому искусству, какие только есть: в Америке, Франции, Италии, Германии, Англии, в России, разумеется. Училась парикмахерскому делу, организации и ведению предприятия и многому другому.

О сотрудниках

Когда мы открыли «Элит» на Комсомольской, 37, у меня была очень хорошая команда из молодых специалистов. Как говорится, по сусекам помела, по амбарам поскребла. Откуда могла собирала, взращивала, вкладывала душу и свои силы в каждого.

Поначалу я вообще не понимала, что делать с этими детьми. Кто-то ножниц не держал, кто-то вообще, что называется, «из-под коровы». Окрашивать и стричь умела я одна, и пришлось выработать собственную систему обучения.

Привлекала специалистов. Мы проводили тренинги на командообразование, коммуникабельность, сплочение коллектива. Проходили программы все вместе. Вместе выстраивали фундамент, на котором «Элит» держится по сей день.

Новенькие, которые приходят в коллектив сегодня, принимают условия общения и таким образом целостность и первоначальный замысел сохраняются.

Я и сейчас периодически привожу специалистов извне, которые могут дать что-то коллективу – новую информацию или техники. А, возможно, говорят то же самое, что и я, но другими словами, но от постороннего специалиста слова воспринимаются по-другому. Когда кто-то приезжает, у нас это праздник, движуха, творческая энергия кипит и всем интересно.

Повторюсь, у нас есть концепция. Жестко поставлены принципы и в работе, и в жизни, и в отношениях. Они себя уже абсолютно оправдали.

Требования высокие. Парикмахерская работа – это физический труд. Ты стоишь на ногах, машешь крыльями, работаешь интеллектуально и психологически… И химия, и физика, и математика… тут всё.

Я сама много работаю и люблю, когда вокруг все работают. А сейчас, чтобы получить те же деньги, работать нужно в два раза больше. У нас такая профессия. Ну никак по-другому. Никак.

Еще бы, конечно, хотелось, чтобы мастер выполнял свои задачи с улыбкой, сервисно, комплиментарно, и чтобы качество соответствовало той цене, которую заявляют на кассе. Это очень сложно сбалансировать. Нужно время.

Я считаю, что для молодых людей, которые к нам приходят, это шанс. Хуже не хочется. Хочется или так же, или лучше.

Мы следим за модой, применяем новейшие технологии. Врачи, специалисты салона все с опытом работы и учились не где-нибудь на онлайн-ресурсах, а очно в первоисточниках, чему есть документальное подтверждение.

Нас любят больше. А я рада. Я все делаю для того, чтобы нас любили больше. И любовь эта взаимна.

О семье

Семья у нас не такая большая, но дружная: мы с супругом Владимиром Васильевичем, два сына и две невестки, двое внуков. Все замечательные.

Любим собираться за большим столом. Детям нравится проводить у нас праздники. «Мам, мы на день рождения у тебя». «Хорошо!». И мы накрываем «поляну», стихи пишем, дети учат… Я провоцирую мероприятия. Супруг помогает, во всем участвует.

Владимир Васильевич занимается своей коммерческой деятельностью. Старший сын Павел курирует многие предприятия из этих коммерческих структур. Младший сын Илья у нас по ресторанному делу. Конечно, мы взаимодействуем, и получается такой широкий спектр семейного бизнеса. Сыновья - молодая кровь. Они умны, у них образование хорошее. Понимают, как вести бизнес, как перестроить экономику в новое русло в соответствии с современными условиями. Все вместе мы единый организм.

О вдохновении

Говорят, что бизнес начинается с личности. Я неубиваемый оптимист. У меня много энергии, позитива.

Как сказал мой сын Паша: «Девочки, вот поверьте мне: если убрать от вас Елену Николаевну, через некоторое время «Элита» не станет. А Елену Николаевну в пустыню поставь и вокруг нее через месяц возникнет салон «Элит»».

Видимо, людям нужны вдохновители, источники.

Вдохновлять энергией – самое лучшее. Люди чувствуют внимание к себе, заботу.

Посмотрите, какая сейчас тоска у людей. Многие просто присели дома - выдернуть невозможно. Но мы стараемся. Проводим семинары, презентации ароматов и другие красивые мероприятия.

Я думаю, что к энергичным людям тянутся такие же энергичные. Ведь нужно найти в себе силы «упахаться» на работе, сказать домашним «Меня сегодня рано не ждите», накрасить губки и прийти в салон «Элит» на встречу.

Рыбак рыбака видит издалека, вот энергичные, ценящие красоту норильчанки и притягивается друг к другу.

О хобби

Основное и самое любимое хобби – это мои внуки. Никто их не заменит, и я готова бросить все и всех, чтобы быть с ними рядом. Сейчас они в Сочи, а когда возвращаются, я вокруг них как курочка-наседка.

Уже лет 10 моя страсть – антикварные куклы. Те самые, которым по 100 с лишним лет. Когда мы покупали первую, продавец сказала: такая кукла в одиночестве не живет, она сразу собирает компанию. И как пошла разрастаться эта компания… у меня их просто сажать уже некуда, но все еще хочется. Одну разбили, но ее обещали отремонтировать. Отправили куклодоктору. Сейчас в моей коллекции 27 кукол, но знаю, что это не предел.

До этого я собирала зверолюдей. Это авторские куклы. Звери, одетые как люди. Когда их так же некуда было сажать, я переключилась на марионеток. Впоследствии эта коллекция украшала гостиную салона «Элит».

В последнее время я пристрастилась шить сама куклам одежду. Сначала обращалась к специалистам, теперь люблю творить своими руками. Беру фантазией. Покупаю на блошиных рынках плюшевые скатерти, винтажный бархат, занимаюсь до ночи и это настоящее удовольствие.

Советы для начинающих предпринимателей:

В самом начале своего пути нужно выбрать строгие принципы жизни и следовать им всегда.

Ты реши для себя: будешь воровать или не будешь воровать; будешь обижать старых и малых или не будешь никогда этого делать.

Жизненные позиции должны быть твердыми. Раз и навсегда. Выбери для себя.

Любить себя и в первую очередь делать для других так, как бы ты хотел, чтобы сделали для тебя. Я все время говорю это молодым: «Ты бы хотела, чтобы тебя так подстригли или такой маникюр сделали, такой массаж?» Ты обслуживаешь клиента, как будто он единственный человек на всей планете. И больше никого нет. Если он тебе за твою работу не даст корочку хлеба, твои дети умрут. Вот как ты хочешь, чтобы тебя встретили здесь, чтобы тебя проводили? Как ты хочешь, чтобы тебя обслужили? Так делай. Вот и всё. И всё у тебя сложится.

А вопросы технические, финансовые, по бизнесу - это все в свободном доступе сегодня под рукой у каждого. Учитесь. И я учусь. На педикюре сижу и читаю. Все очень просто.


Читайте также