Одной из основных задач АРН является финансовая и административная поддержка предпринимателей в сфере туризма

Связанные страницы:

Задачи АРН в сфере туризма 07:08

Фрагмент интервью Сергея Панченко медиакомпании "Северный город"

Директор АНО "Агентство развития Норильска" Сергей Панченко рассказал о задачах организации в сфере туризма.

- Есть два основных вида туризма в Норильске: въездной туризм – это когда к нам приезжают гости из других территорий, это туризм, связанный с дальними поездками, с посещением объектов на плато Путорана, и есть туризм внутренний, когда такие же услуги оказываются жителям Норильска. Въездной туризм в Норильске представлен почти как продукт, т.е. его можно купить. Но это достаточно дорогая вещь. В среднем стоимость такого недельного тура составляет от 100 тыс. руб. И позволить это себе могут очень состоятельные люди. Поэтому это очень узкий сегмент, но он вместе с тем поддерживает всю отрасль норильского туризма. На сегодня у нас только два хозяйствующих субъекта обладают полноценным пакетом документов для ведения туристической деятельности. Что касается развития туризма для норильчан, то люди, которые живут в городе, должны иметь возможность не только выехать на какие-то курорты, но и попасть на местные озера, посмотреть озеро Лама, местные горы, озеро Хантайское.

Для нас как для Агентства одной из основных задач является именно финансовая и административная поддержка предпринимателей в сфере туризма. И для этого выстроена достаточно серьезная государственная линия такой поддержки. Внутренний туризм у нас специальным постановлением правительства РФ объявлен приоритетным направлением развития, в том числе и для моногородов. Моногорода, такие как Норильск, имеют особые преференции. И Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства подготовила программу по субсидированию фиксированной процентной ставки для предпринимателей в сфере туризма. Для малого бизнеса эта ставка составляет 10,6% годовых, для среднего бизнеса – 9,6% годовых. И это фиксированная ставка. С 1 января этого года начинает действовать еще одно постановление правительства, которое позволяет таким предпринимателям получать субсидированный кредит на условиях 6,5% годовых. Ни в одном находящемся в Норильске банке получить кредит на таких условиях невозможно. Вторая часть программы заключается в том, чтобы оказывать помощь этому бизнесу с точки зрения решения административных задач: выделения земли из лесного фонда, лицензирования, включения в реестр туроператоров и т.д. И сейчас Агентство занимается приведением этой системы Корпорации МСП в Норильск. Потому что пока город не участвует в этом, наши банки такие кредиты не выдают, хотя могут. Мы должны пройти включение в систему бизнес-навигатора МСП и тогда норильский предприниматель, в том числе в сере туризма, получит прямой доступ к электронному кабинету, в котором он может оформить такого рода финансовую, административную поддержку, не обращаясь напрямую в банк. Сейчас это можно сделать, обратившись к нам в Агентство. И мы это попробуем сделать в ручном режиме. Мы обсуждаем сейчас один из проектов, связанный с покупкой одним из предпринимателей специальной техники для организации туризма в весеннее и осеннее время. Но пока это происходит в ручном режиме. Наша задача – чтобы наш предприниматель в Норильске мог таким образом, с нашей консультационной помощью, получить спектр таких услуг. И тогда речь может идти не только о мелких кредитах на покупку снегоходной техники или пополнение оборотных средств, но и о полноценном инвестировании в большие туристические проекты. Надо сказать, что за прошлый год Корпорация МСП и Банк по поддержке малого и среднего предпринимательства выдали такого рода кредитов на сумму 116 млрд руб. И кончено норильские предприниматели должны находиться в числе получателей этих средств. Программа работает таким образом: на участие в ней заявляется город целиком. Есть начальные затраты – их на себя сейчас возьмет Агентство – по подготовке специальных документов для участия в этой программе. И мы считаем, что в горизонте 3–4 месяцев мы откроем уже полноценную работу таких программ в Норильске. На каждой территории, где работают такие программы, есть институты развития, которые являются уполномоченным органом по работе с такой программой. Они осуществляют подготовку документов, консультационную помощь и непосредственную связь с банками, которые выдают деньги, либо с органами власти, которые должны принимать решения для получения специальных разрешений, лицензий и т.д.

На уровне города нужно принимать муниципальную программу развития туризма. Это ключевой документ, потому что он показывает понимание города по поводу развития этой отрасли: что за услуги буду оказываться, какие конкретно маршруты именно в части коммерческого туризма могут быть разработаны. У нас ведется большая программа по туризму в зоне заповедников, но в этой зоне мы не можем строить туристические объекты, не можем строить гостиницы и полноценно их эксплуатировать, потому что это нарушает природоохранное законодательство. Поэтому мы концентрируемся сейчас на решении именно вопросов коммерческого туризма. Будет у нас широкая база таких предложений – норильчане получат возможность за адекватные деньги выбрать предложения выходного дня, недельного отпуска. Сейчас это предложение очень ограничено.

Предпринимателям нужны деньги, и эти деньги должны быть дешевыми и должны легко восполняться в случае, если предприниматель хочет расширить свое дело, если он хочет построить еще что-то на существующем участке земли, если он хочет заниматься не только летним туризмом, но и зимним, и хочет купить снегоходную технику. Все это требует средств. И понятно, что, опираясь на свои оборотные средства, предприниматель практически этого сделать не может. Обращаться в коммерческие банки очень сложно, потому что сложно вернуть деньги с такой нормой доходности назад. А государственная программа под 9,6% или под 6,5% – это возможность. И мы это видим на других территориях, как предприниматели легче и быстрее наращивают бизнес, могут позволить себе делать крупные покупки, осуществлять крупные инвестиционные траты. Мало того, это еще и работает в части образования, т.к. когда предприниматель пойдет к нам и расскажет о своем бизнес-проекте, мы поможем ему посчитать адекватно и покажем ему, что нужно учесть в бизнес-проекте, чтобы он стал рентабельным. Ключевой историей, связанной с успешностью бизнеса, является финансовая устойчивость. Примеры быстрого развития есть: это Камчатка и Ямал, где такие программы начали работать чуть раньше, где такие агентства развития или корпорации развития, в т.ч. государственные, появились чуть раньше. Их задача – приводить деньги на территорию. И наша задача – приводить деньги на территорию, потому что большими государственными деньгами мы можем решать большие государственные задачи.

Опыт показывает, что хорошо развиваются территории, где принята муниципальная программа развития туризма. Она в т.ч. и предпринимателям покажет, где город предполагает возможное участие бизнеса. Это же очень важная история не только с точки зрения объектов инфраструктуры где-то за городом, это могут быть объекты инфраструктуры и в городе, например, гостиницы. И у нас есть такие инициативы. Это может быть муниципальная, может быть коммерческая инициатива, может быть государственно-частное партнерство в строительстве или эксплуатации визит-центра, потому что такие визит-центры есть в городах, где развит туризм внутренний и внешний. Когда есть программа, понятно, кто и за что отвечает, кто и что может делать. Тогда предприниматели могут, к примеру, понимать, что есть визит-центр, который будет продвигать их услуги на уровне федерации, других регионов и т.д. А интерес к Норильску очень высокий. Надо сказать, что и у самих норильчан интерес к туризму и к выездам, особенно к организованным выездам, очень высокий.

Промышленный туризм – отдельная интересная тема. Как правило он не является самостоятельным видом туризма. Специально для того, чтобы посмотреть на металлургическое производство сюда, наверное, мало кто приедет. А если учесть, что люди уже находятся здесь, то, если бы были выделены какие-то безопасные объекты, посещение которых не нарушало бы производственного цикла, это бы сыграло в плюс. Этому может способствовать развитие туристической сферы внутри города. Например, на базе музея и иных муниципальных учреждений, куда может быть вынесена информация о промышленных объектах. Эта информация может преподноситься, например, с применением современных средств – виртуальных технологий, дополненной реальности и т.д. Это тоже находится в сфере нашего внимания. Но первоочередные усилия Агентства в сфере туризма связаны с помощью бизнесу.

Есть зона пока никем незанятая – это отдых недалеко от города. Этой деятельностью традиционно занимаются турбазы. Но мы видим, что есть запрос на более организованных отдых: когда люди не просто приехали, поели шашлыки и уехали, а когда можно, например, покататься на снегоходе или квадроцикле, взяв их в аренду, или пострелять из лука. Т.е. есть большой запрос не просто на отдых, а на сценарий. Это касается и дальних поездок, когда человек приезжает, к примеру, на озеро Собачье или на Ламу. Опыт показывает, что лучше развивается бизнес тех предпринимателей, которые предлагают событие, предлагают сценарий. Сейчас мало предложить человеку приехать, просто поселить его или даже кормить три раза в день. Нужно предложить что-то, что было бы ему интересно, то, в чем он может участвовать. И если мы говорим о въездном туризме, то есть целые группы, в т.ч. иностранных туристов, которые построены только на такого рода туризме. Например, японские или скандинавские туристы не ездят в места, где нечего делать, им нужно предложить какую-то деятельность. Нам сейчас пока не хватает инфраструктуры, нам нужно нарастить базу, чтоб мы могли куда-то ездить. А следующим этапом на базе этой инфраструктуры уже настраивать различные туристические сценарии. Продумывать, можем ли мы поехать в это место с детьми, и если да, то с детьми какого возраста? Что мы можем сделать, чтобы детям было интересно? Как сделать так, чтобы, к примеру, ребенок мог с отцом поймать свою первую рыбу и т.д. В этом вся соль туристического бизнеса и на это будет направлена деятельность анетства, связанная с привлечением сюда экспертов. Для местного бизнес-сообщества мы хотим пригласить экспертов, которые бы рассказали, как туристический бизнес устроен на похожих территориях – на Камчатке, на Ямале и т.д.

В настоящее время у нас достаточно неплохо развивается сфера общепита. А вот чего не хватает для въездного туризма, так это качественных гостиничных площадей. У нас есть пиковые нагрузки – это начало весны, лето, осень, когда приезжает много групп и повышается поток въездного туризма. В это время наши по сути три гостиницы (две в Центральном районе Норильска и одна в районе Талнах) заняты. Но мы видим предпринимателей, которые готовы и фактически уже делают шаги по инвестированию в гостиничный бизнес. Идеально, если бы появляющиеся в Норильске гостиницы, были сетевыми. Тогда сразу приходит качество обслуживания – сетевой стандарт. Если это не сетевая гостиница, то она сразу должна работать с базовыми компетенциями, предоставлять нормальный уровень услуг.

Норильск является выдающимся городом, он никого не оставляет безразличным. Его архитектурный облик, его история, возможность прикоснуться к истории этого героического освоения Севера. Практически каждый дом в центральной части Норильска является достопримечательностью. Старый город является достопримечательностью. Это относится и к Талнаху, т.к. это история нового освоения. Конечно, достопримечательностями и центром притяжения являются наши промышленные объекты – рудников такой глубины, заводов такого масштаба в Евразии больше нет. Все это поражает воображение человека, который сюда приезжает.

У нас огромный потенциал. Мы можем продавать бесконечное количество туристических сценариев. И потихоньку это набирает обороты. У нас есть краеведы, которые поддерживают это движение. Есть изменения в музее. Меняется бизнес. И у нас задача добавить туда энергии и денег.

Конкретизировать перспективы развития туризма на Таймырском полуострове помогла лекция президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько.

Мероприятие состоялось 3 марта в Агентстве развития Норильска в рамках цикла "Городской конструктор" – совместного проекта в поддержку городских изменений, запущенного АРН и Университетом Комитета гражданских инициатив.

Свое выступление член правления Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель комиссии РСПП по туристской индустрии посвятил туризму как возможной стратегии устойчивого развития территории.

Подробнее о лекции.

Сюжет телекомпании "Северный город" по итогам лекции С. Шпилько в АРН 04:47

Взгляд на Норильск и его туристические возможности извне. Его представил гость проекта Агентства развития Норильска "Городской конструктор" - президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. По его мнению, наша территория сталкивается точно с такими же проблемами, которые 20 лет назад были у той же Камчатки, ставшей сейчас одним из модных направлений туризма. А каким же путем предлагают двигаться нам?

Материал телекомпании "Северный город" из цикла, посвященного перспективам Норильска как туристического города 08:21

Агентство развития Норильска готово поддержать все заинтересованные в развитии туризма стороны.