Агентство развития Норильска

«Городские полярники»: инсталляции и арт-объекты

Мы готовы приступить к третьей части рассказа о московской выставке «Городские полярники». Сегодня – об инсталляциях и других арт-объектах, вошедших в экспозицию. Арт-объекты – это имеющие художественную ценность и рассчитанные на эмоциональное взаимодействие со зрителем произведения. А инсталляции – это особая форма современного искусства, произведения которого трёхмерные, состоят из нескольких деталей и разных материалов, но объединённых одной идеей и смыслом. Вот некоторые произведения из созданных норильчанами:  

«КАФЕ “ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ”» (инсталляция-воспоминание)  

Автор: Алёна Смирнова

В своей работе автор рассуждает о скоротечном течении времени и незабвенности дорогих человеку воспоминаний. Одно из них стало для Алёны Смирновой идеей создания инсталляции о любимом в детстве кафе «От двух до пяти». Норильские дети восьмидесятых и те, кто постарше, любили его, это было для них одно из самых ярких мест в городе.  

«Мы можем почувствовать вдохновение не только в настоящем или в мыслях о будущем, но и в такие моменты, когда что-то в городе ассоциируется с нашими тёплыми воспоминаниями о прошлом. Так произошло со мной. Старая фотография с вереницей столбов городского освещения на центральной улице Норильска напомнила мне люстры из детского кафе «От двух до пяти», которого ныне уже не существует. С этим местом связано много добрых воспоминаний из детства и одна из любимых семейных традиций – обедать там с мамой раз в месяц. В своей инсталляции мне захотелось передать атмосферу кафе, воссоздать люстру – один из элементов освещения того времени, показать проекцию фрагмента архивного видео 1970 года киножурнала «Восточная Сибирь». Интересно, что моя работа, созданная на основе личных воспоминаний, трогает до слёз людей разного возраста и, что ещё удивительнее, не только норильчан», – говорит Алёна Смирнова.   

«ГИГАНТСКАЯ БАЛАКЛАВА» (арт-объект)  

Автор: Эльвира Лачинова

Балаклава в человеческий рост – это фантазия о том, как сохранить тепло и стиль в арктическую непогоду. Нитки под цвет фактур норильских фасадов, городские газеты, старая проволока, строительные шнуры, бирка с фотографиями – так создан уникальный аксессуар, передающий цветовое, текстурное видение и эмоциональное ощущение автором родного Норильска.  

«Климат в Норильске однозначно повлияли на мой стиль в одежде и образ жизни. Мне кажется, многие мечтали ходить по улице зимой, не чувствуя холода: чтобы вокруг вас была некая тёплая оболочка. По крайней мере, я точно об этом часто мечтала, так и появился мой арт-объект. Есть несколько важных элементов работы, на которые стоит обратить внимание: это бирка в виде небольшой брошюры с моими фотографиями фрагментов норильских фасадов, которые легли в основу цветового решения балаклавы, и огромная этикетка-составник со знаками по уходу за изделием, указанием состава и надписью «Создано в Норильске», – говорит Эльвира Лачинова.  

«РЕПЛИКАЦИЯ» (инсталляция)  

Автор: Эльвира Лачинова

Эта инсталляция – исследование понятия репликации и соединение его разных контекстов: от точной передачи генетической информации из поколения в поколение до повторений в моде. Образ мест, откуда родом близкие художника, проявился в архивных семейных фотографиях, напечатанных на ткани. Личный интерес к концепции одежды как к самоопределению человека – в выбранной форме. Все это вместе становится новым продуктом, доступным для созерцания. Или, как полагает автор, «новым продуктом», поскольку, что бы ни придумал человек – почти всегда репликация.  

«Это была моя первая полноценная работа художника. В ней соединилось очень многое: моя национальная принадлежность, тяга к творчеству с нитками и тканями, семейный фотоархив и современная мода. Идея реализации в виде демоформ голов, обтянутых тканью, пришла не сразу. А в день, когда я её утвердила, бренд Vetements опубликовал посты с коллекцией осень-зима 2022. Знаете, что там было? Модели в трикотажных цветных масках, полностью закрывающих головы. В этот момент я ещё раз убедилась: поскольку мы живём в одном информационном поле – невозможно создать что-то абсолютно новое», – считает Эльвира Лачинова.

«ПЕРВЫЙ ДОМ. ПЕРЕСБОРКА» (фотоэксперимент) 

Автор: Александр Горбарчук

Дом Норильска, в котором геологическая партия Николая Урванцева провела в 1921 году первую зимовку, менял свое местонахождение не один раз. И так же, как дом транспортировали в разобранном виде при каждом переезде, автор пересобирает свою работу, размещая фотографии фрагментов в отдельных маленьких рамах. Художник задается вопросом о природе документальности объектов. Насколько важно сохранить первоисточник материала и места? Или смысл дома – в его истории?

«Когда находишься рядом с домом, чувствуешь те времена, деревню и детство, то, что давно прошло. Ощущаешь дух того времени: народные гуляния, катания на санях, лепка снеговиков… Дом живой. Я считаю правильным его расположение. Он не напоказ, а символично стоит между Музеем Норильска и колледжем искусств. Рядом – сквер: тем самым, проходя мимо этого места и в переулках, нельзя не обратить внимание на него. Среди современных и окрашенных фасадов зданий он придаёт месту определенную атмосферу и занимает правильное место в архитектуре города. Урванцев первый был там, действительно… А я просто человек, который шёл и увидел такую красоту», – говорит Александр Горбачук. 

ТРИПТИХ «МОЙ ДОМ. МОЙ МИР»: «НЕЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ДОМ» (инсталляция); «МОЙ ДОМ. МОЕ МОРЕ» (видео-арт); «ЦВЕТЫ ЦВЕТОВ» (инсталляция) 

Автор: Карина Андреева

Эта работа-исследование об ощущении дома. Оказывается, если попробовать понять, где ты чувствуешь себя дома, может выясниться, что это не только квартира: это и подъезд, и двор, и даже любимый сквер рядом. Шум проспекта за окном, щебет воробьев, звуки инструментов из музыкальной школы по соседству – все это тоже дает автору ощущение дома.

«Мой дом оказался целым маленьким миром. Он разный и точно не элементарный. Так я и назвала первую часть триптиха: «НЕэлементарный дом». И сделала ее из отдельных элементов, отсылающих к декору фасада дома. С одной стороны элементы – в цветах фасада, с другой стороны – с фотографиями подъезда, двора, сквера – того самого мира, что скрыт за этим фасадом. Некоторые части дома навеяли воспоминания о море. Море очень важно для меня, как, думаю, для многих норильчан. Эти ассоциации двора, дома, сквера, неба с морем стали второй частью триптиха: «Мой дом. Мое море». В нем использованы фотографии и видео, снятые у дома в Норильске и на берегу южных морей, океанов. Еще я заметила разные цвета, которые есть у моего дома. И решила повторить их в живых цветах – в третьей части триптиха  «Цветы цветов», создав фантазийное  окно с балконом из фотографий цветов, в который выкрашен дом и его части.  Люблю открыть окна, особенно весной, и под звуки города поиграть на фортепиано. Как будто даю крошечный, скромный концерт для своего мира. Эти записи и стали музыкальным фоном для аудиофайлов с текстами, сопровождающими все части триптиха», – рассказывает Карина Андреева.

Совсем скоро выйдет заключительная часть рассказа о работах «Городских полярников». Следите за обновлениями! Выставка Академии креативных индустрий Агентства развития Норильска (АРН) была открыта на базе арт-платформы современного искусства Cube.Moscow (ул. Тверская, д. 3, -2 этаж) с 1 июля по 10 августа. Проект реализован при поддержке компании «Норникель».

Фото: Леонид Прядко
Enable Notifications    OK No thanks
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять