Его суть в изучении существующего пассажиропотока, определении проблем и оценке качества транспортного обслуживания. Итогом большой аналитической работы, которая должна завершится в ноябре, станет перечень предложений на краткосрочную и долгосрочную перспективы по изменению действующих маршрутов, размещению остановок, корректировке графиков движения автобусов и количества рейсов.
Ход большой аналитической работы обсудили на совещание при Главе Норильска Дмитрии Карасеве с участием директора АРН Максима Миронова и представителей проектного офиса государственной корпорации ВЭБ.РФ по развитию общественного транспорта Юрия Волкова и Дмитрия Ямпольского.
Необходимость модернизации системы пассажирских перевозок назрела давно. В проводимом АРН в 2018 году опросе «Социальный портрет горожанина» вопрос повышения качества оказания услуг общественным транспортом стал одним из ключевых. Под развитие системы городского транспорта и модернизацию пассажирских перевозок выделен отдельный раздел в большом стратегическом документе – мастер-плане Норильска.
«В рамках совместной с городской администрацией работы на большинстве автобусах общественного транспорта уже установлены специальные датчики, которые позволят оценить объем пассажиропотока, востребованность маршрутов и остановок. Мы планируем, что к концу мая это исследование будет закончено, но обязательно проведем его еще и в летний сезон, чтобы оценить специфику летнего пассажиропотока. Осенью будет разработана новая экономическая модель системы общественного транспорта для коммерческих и муниципальных перевозчиков, суть которой не «охота за пассажирами», обеспечивающая прибыль, а интерес перевозчиков в качественном выполнении рейса – соблюдении расписания, обеспечения комфортных условий в салоне», – рассказал директор АРН Максим Миронов.
Итогом городской транспортной реформы, которая будет основываться на полученных по итогам проводимой работы данных и начнется в следующем году, должна стать комфортная система оказания услуг: единый фирменный стиль, повсеместная возможность безналичной оплаты и внедрение системы скидок, удобные график движения транспорта и маршрутная сеть, современный автобусный парк и новые остановочные пункты.
Директор проектов ВЭБ.РФ Юрий Волков отметил, что в прошлом году по поручению Президента государственной корпорацией совместно с Правительством была разработана комплексная программа модернизации общественного транспорта. Этот документ лег в основу нового федерального проекта – «Модернизация пассажирского в городских агломерациях». Это первый опыт, когда под общественный транспорт выделен отдельный проект, который обеспечивает и развитие системы управления общественным транспортом, и развитие новых видов общественного транспорта. Законопроект находится на заключительном этапе согласования и, как ожидается, будет принят ближайшее время.
Новая система организации пассажирских перевозок, которая по итогам проведения реформы должна заработать в Норильске, включает три основные функции. Первая – заказчика, которым выступает городская администрация. Она же определяет, какими должны быть маршрутная сеть и плотность расписания, формирует все требования к подвижному составу и перевозчику. Вторая функция – оперативное управление перевозками. Оно осуществляется специализированной организацией на основе комплексной цифровой платформы. Сюда входит администрирование транспортной работы, отслеживание точности соблюдения маршрутов и качества подвижного состава, учет пассажиропотока и обеспечение безопасности перевозок. Третья и самая масштабная – сами перевозки. В соответствии с законодательством заниматься пассажирскими перевозками могут и коммерческие, и муниципальные компании. Главное – чтобы они соблюдали требования, указанные заказчиком в техническом задании.
«Перевозки должны осуществляться по регулируемым тарифам, чтобы гарантировать следование расписанию. Основа такой гарантии – брутто-контракты: когда государство в лице муниципалитета оплачивает перевозчикам выполненную транспортную работу и при этом оплата за исполнение условий контракта поступает непосредственно в бюджет города», – считает Дмитрий Ямпольский. Он также добавил, чтона основе такой модели реализованы реформы в Москве, Твери, Перми, Новокузнецке. По итогам проведенной работы точность соблюдения расписания составляет 96-98%. Значительно снизилась аварийность, произошло полное обновление подвижного состава.
«Мы понимаем, что такой подход требует значительной подготовки. В первую очередь речь идет о вопросах транспортного планирования. И такая работа уже ведется. Профильными структурами совместно с ВЭБ.РФ составлена дорожная карта, включающая все этапы. Уверены, что по итогам будет подготовлено качественное обоснование всей реформы, которую мы со своей стороны поддерживаем и поможем выйти на ключевые позиции для принятия решений – экономических и нормативных», – завершил доклад на совещании Дмитрий Ямпольский.
Параллельно с научно-исследовательской частью работы ведется аудит экономическо-хозяйственной деятельности МУП «НПОПАТ». По мнению Главы Норильска, такая мера позволит выявить все слабые места и выйти на качественные изменения в системе работы муниципального перевозчика. «Мы пересматриваем нормативную базу и механизмы выделения субсидий, чтобы появилась возможность изменения трудовых условий. Это касается и уровня зарплат, и графиков работы. К сентябрю-октябрю эта работа будет завершена, чтобы у нас было время обсудить внедрение необходимых нормативных изменений с профильным министерством и уже в следующем году приступить запуску обновленной системы работы», – рассказал Дмитрий Карасев.