Агентство развития Норильска

Мастерская на тему «Туристический кластер: вопросы и проблемы стратегического планирования» прошла в АРН

На встречу с партнером, руководителем департамента гостиничного бизнеса и туризма компании «Кушман энд Вэйкфилд» Мариной Смирновой пришли представители туристских компаний Норильска, городской Администрации, Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Норильского городского совета депутатов, предприниматели, заинтересованные в развитии туристской сферы в Заполярье.

Как член Комитета по туризму Российского союза промышленников и предпринимателей, член Координационного Комитета по туризму города Москвы, преподаватель ряда ведущих вузов России (РАНХиГС, РЭУ им. Плеханова), член Королевского союза сертифицированных экспертов (MRICS, Великобритания), автор многочисленных публикаций по туризму и гостиничному рынку, Марина Смирнова поделилась своим опытом с коллегами.

«Есть классическое определение кластера — это совокупность компаний, действующих в единой географической зоне, — сказала она. — Если мы говорим о туристском кластере, это не значит, что все компании, которые туда войдут, однозначно будут заниматься туризмом. В их число могут войти и продовольственные, и транспортные и многие другие компании. В силу специфики кластера эти предприятия будут вовлечены в общую деятельность и станут работать на общий результат, создающий синергию. Таким образом, вместо конкуренции будет создаваться кооперация».

У любого кластера, по словам Марины Смирновой, есть материальная и нематериальная составляющие, которые имеют равную ценность. «Существует определенный каркас, на который нанизывается физическая сторона продукта и то, что связано с его восприятием, продвижением и управлением. Все эти составляющие создают своего рода надстройку к материальному базису. Есть ядро, которое составляет доминанту кластера. Как правило, это тот ресурс, который в данном месте наиболее ярко выражен. Если мы говорим, например, о Сергиевом Посаде, то это Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Продукт, который будет создаваться в обозначенных географических рамках, соединяется через сеть туристских маршрутов. Ресурс не сможет работать, если он не включен в определенную программу, не вовлечен в цепочку, направляющую этот поток из пункта А в пункт Б. Успешный кластер — это взвешенный проект. В нем нет ничего супер-сложного. Главное, чтобы все было собрано в определенную схему», — пояснила Марина.

Говоря о целях и стратегиях, она отметила, что у участников инициативной группы, реализующей проект, может быть различное видение результата. «Если у вас нет четкого представления, что конкретно вы откроете и почему, то все осыплется как карточный домик. В моей практике инициаторы проекта нередко совершают большую маркетинговую ошибку, заменяя точку зрения потребителя своими личными пристрастиями и предпочтениями. Особенно часто это происходит в вопросах строительства гостиниц: начинаются дебаты с собственниками, которые хотят, к примеру, гостиницу уровня «три звезды», но с номерами по 45 кв м, потому что сами в номерах меньшей площади не останавливаются», — поделилась спикер.

Концепция проекта тесно связана с фактором местоположения и рынка. Малейшая ошибка в выборе участка может привести к тому, что в этой локации проект работать не будет. «В 2003 году мы подбирали локации для торговых и офисных центров, а также гостиниц в городе Пензе. Исходили из того, что существовала только одна локация, где можно было построить торговый центр и одна локация, где можно построить хорошую гостиницу. Если бы мы построили на ее месте торговый центр, то навсегда убили бы возможность строительства в городе гостиницы. На каждый продукт должно быть свое местоположение. Также нужно учитывать спрос и платежеспособность потенциальных клиентов. Не стоит строить «5 звезд» там, где есть спрос на «3 звезды» и обязательно нужно просчитывать перспективу развития проекта на временной промежуток в год-два-три. Задача эта не очень простая, но также является одной из основных, — подчеркнула Марина. — Сложность в том, что пока нет предложения, вы не можете прочувствовать спрос. Он латентный, проявляется не напрямую».

Говорилось на мастерской и о возможностях инфраструктуры. Если начинается стихийное развитие, то очень часто эти возможности приводят к сворачиванию потенциала. В качестве примера Марина Смирнова назвала курортную зону Шерегеш. «В восьмидесятые годы там располагалась зона катания с подъемником. После первого кризиса 1998 года у нас произошел разворот в сторону внутреннего туризма и Шерегеш начал развиваться. Поскольку процесс этот происходил стихийно, каждый участник захватывал участки где мог, никакой централизованной системы коммуникаций не было. К определенному моменту оказалось, что на курорте нет ни дорог, ни навигации, ни новых участков и, соответственно, нет возможности делать трассы и развивать проект.

Если браться за энергоемкий проект, а ближайший источник электричества находится в 50 км, нужно подумать заранее, что именно следует строить, какую технологию применять, а также продумать управление. По окончании строительства объект важно не просто запустить в работу, но и обязательно мониторить результаты. К сожалению, очень часто управлением и маркетингом пренебрегают».

Во благо экономики

Когда речь идет о проекте к какому-либо событию, имеющему государственные требования, необходим особый подход. «Представьте, что вы должны обеспечить такое-то количество средств размещения, такое-то качество номеров, все расписано… Тогда нужно позаботиться о возможности все это конвертировать, менять назначение, форматы. Например, после проведения масштабного международного мероприятия жилье (апартаменты) можно выставить на продажу, конгрессный центр переделать в торговый, стадионы конвертировать в торговые или в конгрессно-выставочные центры и т.д. Как это все скомбинировать — нужно продумывать заранее. Как с точки зрения текущей ситуации, так и будущей», — посоветовала Марина и тут же продолжила: «Почему сейчас очень много внимания уделяется развитию туризма и туристских кластеров? Это та отрасль, которая, как и торговля, создает максимальное количество рабочих мест и, по аналогии с аграрной сферой, может быстро дать эффект для экономики. Разумеется, имеет место влияние на имидж региона, возможность поэтапного развития, привлечения инвестиций, роста социальной значимости… Но если бы все было так просто, то, наверное, туризм у нас был бы уже на уровне развития нефтяной отрасли. Сложности возникают и в отношении инфраструктуры и поиске основных средств. Как-никак вам нужно строить дороги, гостиницы, предприятия питания, объекты развлечения и прочее. Нужно учитывать также сезонность, долгий период окупаемости и фиксированное местоположение. Не забывайте про зависимость от внешних факторов: от террористической угрозы до холодного лета, если мы говорим о курорте».

Несмотря на это создатели туристских проектов могут рассчитывать на финансовую поддержку. По мнению Марины Смирновой, нужно учитывать их направленность. «Правительственные организации эффективны с точки зрения решения стратегических задач социально-экономического развития, повышения престижа страны. Напрямую государство не инвестирует, а делает это или через механизм государственно-частного партнерства (тогда нужен еще дополнительный частный источник) или предлагает серию льгот, которые также могут быть привлекательными для частных инвесторов.

Российскому фонду прямых инвестиций интересны крупные проекты с объемом инвестиций порядка 10 млрд и выше.

Банки продолжают активно искать интересные проекты. Я не раз слышала от их представителей на конференциях: «несите нам проект, мы будем давать деньги», но «срастить ежа и ужа» не всегда получается. Ту доходность, которую они для себя видят, частный инвестор не всегда «тянет». Процесс этот длительный, требуется залог, собственные средства.

Акционерные общества и фонды — наиболее часто используемая схема. Она включает в себя как частные структуры, так и государственные.

Различные институты поддержки среднего и малого бизнеса готовы финансировать проекты до миллиарда рублей.

Профессиональные девелоперы включаются в проекты для получения прибыли, фиксируют ее на выходе из проекта и перепродают участки с проектами. Частные девелоперы — управляют проектом. Инвестируют в коммерчески привлекательные проекты.

Местные власти выделяют землю. Здесь необходимо соединение инициативы на месте — реального земельного ресурса и хорошо «упакованного» проекта на понятном для банков языке, чтобы его можно было защитить. Если этим заниматься, то привлечь средства можно».

Перед началом любого проекта Марина Смирнова порекомендовала проводить тщательный SWOT-анализ проекта, который включает его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. При правильном подходе и четких задачах все получится, уверила спикер.

Фото: Николай Щипко
Enable Notifications    OK No thanks
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять