В начале марта состоялась первая стратегическая сессия Проектного офиса развития образования Агентства развития Норильска. В ней приняли участие управленческие команды пяти организаций среднего профессионального образования: Политехнического колледжа Заполярного государственного университета, Норильского техникума промышленных технологий и сервиса, Норильского медицинского техникума, Норильского педагогического колледжа и Таймырского колледжа.


Формирование стратегического видения и поиск точек роста стали центральными задачами трехдневной работы. Участники проанализировали текущую ситуацию в своих образовательных учреждениях, оценили возможности и ресурсы для дальнейшего развития, а также определили направления, в которых колледжи могут усилить свои позиции.
«В прошлом году Агентством развития Норильска и Высшей школой экономики была разработана стратегия развития системы СПО города Норильска. Сейчас перед нами стоит задача перенести стратегические решения на уровень конкретных образовательных организаций. Колледжи должны не просто понимать общее направление, но и выстроить свою индивидуальную программу развития с учетом особенностей территории, своей специализации и возможностей», — комментирует Елена Каденкова, руководитель Проектного офиса развития образования АРН.

На стратегической сессии управленческие команды колледжей работали над тем, чтобы определить ключевые направления развития и разложить свою деятельность на составляющие, что позволит увидеть точки роста, систематизировать процессы и понять, какие факторы окажут наибольшее влияние на развитие организации.
Новый взгляд на стратегию
Первый день стратегической сессии был посвящен глубокому анализу текущей деятельности колледжей. Управленческие команды работали с «стратегическими развилками», которые позволили определить, какие подходы к образовательному процессу они используют сегодня и какие могут быть альтернативные пути развития. Одним из ключевых вопросов стало позиционирование каждого колледжа: участники осмысливали свою уникальность, роль в образовательной экосистеме Норильска и стратегические ставки, на которые они готовы сделать акцент.

На втором этапе работы обсуждались вопросы системного управления образовательными программами. Колледжи оценивали, как они анализируют поступающих абитуриентов, отслеживают динамику их успеваемости, работают с кадровым составом, уникальны ли их методики, и какие долгосрочные эффекты дает их деятельность. Подобный анализ позволил выявить сильные стороны и зоны роста каждого колледжа.
По словам экспертов, участие в подобных сессиях помогает образовательным учреждениям не только увидеть картину текущего состояния, но и сформировать четкое представление о будущем. Колледжи получили возможность сравнить свои образовательные практики, а также наметить конкретные шаги для их совершенствования.
Партнерские сети и кадровая политика
Одним из важнейших направлений работы сессии стало изучение возможностей взаимодействия с ключевыми партнерами. Участники анализировали потенциальные ресурсы, которыми могут воспользоваться колледжи, и выстраивали карту заинтересованных сторон. Партнеры были разделены на две категории: организации, которые могут выступать донорами ресурсов, и партнеры, с которыми колледжи могут строить долгосрочные взаимовыгодные отношения.
Этот анализ позволил каждому учебному заведению определить ключевых партнеров, с которыми необходимо выстраивать более тесное сотрудничество, а также наметить планы по взаимодействию с предприятиями, муниципальными структурами и образовательными организациями.
Модератором стратегической сессии и приглашенным экспертом выступил Ильнур Мифтахов – сотрудник управления образования Казани. Последние восемь лет он занимается вопросом трансформации российских образовательных учреждений и помогает им перестраиваться.


«Мы понимаем, что колледжи развиваются не в вакууме. Вокруг всегда есть организации, которые так или иначе влияют на то, как эти колледжи работают и развиваются. Поэтому на этапе разработки стратегии очень важно проанализировать, кто рядом с нами находится, чем мы друг другу с этими организациями можем быть полезными. Эту работу как раз мы сейчас проводим, а иногда мы подсвечиваем какие-то “слепые зоны”, возможных партнеров, которые может быть ранее выпадали из поля внимания. Поэтому одной из задач сессии стало создание карты стейкхолдеров», — объясняет модератор стратегической сессии Ильнур Мифтахов.
Важной частью обсуждения стали вопросы кадровой политики, подготовки и привлечения специалистов. Определены потребности в педагогических кадрах, а также возможные механизмы их привлечения и развития компетенций действующих сотрудников.
Итоги и дальнейшие шаги
За три дня работы колледжи получили три ключевых результата. Во-первых, они смогли систематизировать данные о своем текущем состоянии, что позволяет более осознанно управлять образовательным процессом. Во-вторых, каждая команда определила свои стратегические ставки – направления, в которых колледж может добиться конкурентных преимуществ. В-третьих, разработана карта партнерств, которая поможет колледжам эффективнее привлекать ресурсы и выстраивать взаимодействие с работодателями.




Следующим этапом работы станет дальнейшая проработка стратегических направлений, подготовка образовательных учреждений к внедрению новых решений и практическая реализация идей, сформулированных в ходе стратегической сессии. В течение года управленческие команды продолжат работать над развитием колледжей, интегрируя новые подходы и выстраивая механизмы партнерства с ключевыми игроками территории.
Проектный офис развития образования Агентства развития Норильска продолжит координацию и поддержку образовательных инициатив, направленных на повышение качества профессионального образования, подготовку кадров для экономики региона и создание современной образовательной среды.
Следующие стратегические сессии запланированы на ближайшие месяцы, и их цель – помочь колледжам реализовать намеченные планы, внедрить лучшие практики и усилить позиции в сфере подготовки кадров.
