Цель встречи – презентация исследования, посвященного различным моделям взаимодействия бизнеса и территорий его присутствия. По мнению организаторов – Центра стратегических разработок (ЦСР) и Центра социального проектирования «Платформа», – в регионах слабо развит обмен практиками. Усложняется социальное пространство: помимо бизнеса, муниципальной и региональной властей участниками многих процессов становятся государство, Фонд Президентских грантов, Минстрой и многие другие. Пользоваться всеми этими ресурсами в регионах, как правило, не умеют. Отсюда дефицит проектов, который по масштабу превосходит дефицит средств.
По оценкам экспертов Конференции, наиболее удачными примерами объединения усилий бизнеса, муниципалитета и других участников социальных процессов служат агентства городских развитий. Первым такую форму работы внедрили 21 год назад в Череповце как способ поддержать сектор малого и среднего предпринимательства. Эффективность работы доказывают цифры: В настоящее время в Череповце свыше 20 тысяч субъектов МСП, а количество занятых на малых и средних предприятиях превышает число работников «Северстали».
Как отметил Максим Миронов, АРН – адаптированный под запросы Норильска вариант агентства городского развития: «Помимо бизнеса и инвестиций мы также занимаемся городской средой, туризмом, реализаций социокультурных и образовательных проектов. Мы начали работать с изучения ситуации в городе и для этого провели масштабный опрос среди жителей, который позволил нам узнать, каким норильчане видят свой город сейчас и через 10 лет. На основе полученных данных был разработан мастер-план Норильска. Большой стратегический документ пространственного развития включает 11 приоритетных направлений, в рамках которых уже реализуются различные проекты. Например, вместе с муниципалитетом занимаемся модернизацией системы общественного транспорта. Сейчас мы заканчиваем научно-исследовательскую часть работы и на 2022 год планируем совместно с городом провести серьезную транспортную реформу».
Благодаря инициативе Агентства одно из самых красивых исторических зданий Норильска приобретает новые значения и смысл. «Вместо популярного среди многих городских управленцев решения – сдать пустующие площади в аренду бизнесу – мы с Администрацией договорились о создании современного всепогодного общественного пространства, занятия в котором найдут и взрослые, и дети», – рассказал Максим Миронов. По мнению директора АРН, новое общественное пространство – большой шаг навстречу развитию креативных сообществ, без которых немыслим современный город. Эту идею поддержала Наталья Турова, первый вице-президент ЦСР, отметив, что креативные кадры являются самыми дорогими и, если компании и города не будут меняться, они их потеряют.
Для нас Агентство развития Норильска – это точно институт развития, – рассказывает Игорь Сухотин, директор Департамента социальной политики «Норникеля». – Это очень мощный ресурс и возможность формировать новые команды изменений от общественной жизни до бизнеса. Кроме того, Агентство – это хороший катализатор и консалтер». Успехи в работе АРН способствовали принятию решения в Компании относительно открытия аналогичного института в Мончегорске.
Конференция «Бизнес и территории», по замыслу организаторов, должна стать площадкой для регулярного обмена опытом и идеями социального инвестирования среди регионов.