В период с января по август 2021 года на основе сбора и обработки данных о пассажиропотоке и качестве услуг транспортного обслуживания будут разработаны предложения по изменению существующей сети маршрутов, размещению остановочных пунктов, корректировке режимов движения автобусов и количества рейсов.
Уже сейчас подрядчик – Центр экономики инфраструктуры – занимается установкой специальных видеокамер в автобусах семи коммерческих перевозчиков. Данные с оборудования передаются на сервер. На основании них будут сделаны выводы о пассажиропотоках, загруженности маршрутов, наиболее востребованных остановках. Сбор информации продлится до середины марта и будет повторно проведен летом. Всего систему видеонаблюдения установят в 51 автобусе. Транспорт муниципального перевозчика «НПОПАТ» оборудован собственной системой мониторинга пассажиропотока – АСМ-ПП. Данные с нее также будут учитываться при диагностике транспортного обслуживания.
По словам директора Агентства развития Норильска Максима Миронова, начатое исследование – это первый шаг на пути большой транспортной реформы: «Нужно понимать, что изменить предстоит и качество предоставления услуг. А для этого выгода должна быть очевидна не только заказчикам – администрации и горожанам, но и самим перевозчикам. Новая экономическая модель должна базироваться на трех участниках: заказчик – это муниципалитет; независимый оператор-контролер, то есть тот, кто будет следить за качеством оказания услуг; и сам перевозчик. Перевозчики не должны больше по контрактам гнаться за пассажиропотоком, они не должны быть к нему привязанным. Как показывает практика, наиболее эффективна система, при которой перевозчик использует хороший современный транспорт, отвечающий всем требованиям безопасности, и четко выполняет условия маршрута, соблюдает расписание. Именно это, а не количество перевезенных пассажиров, гарантирует ему получение суммы, указанной в контракте».
При выборе подрядчика представителями АРН и муниципалитета был изучен опыт подобных работ в других городах. Так, в Твери транспортная реформа способствовала значительному улучшению качества общественного транспорта. «Система информирования жителей реализована путем специального приложения, которое у нас в настоящее время отсутствует. У нас есть BusTime. Оно позволяет получать информацию о движении транспорта, но в сравнении с приложением, которым пользуются в Твери, наше сильно проигрывает. Работа в этом направлении в рамах начатого проекта обязательно будет продолжена. Кроме того, предстоит решить вопрос с нехваткой водителей. Вопрос решается на уровне Правительства региона», – рассказал Павел Пискунов, заместитель начальника Управления городского хозяйства администрации Норильска.
Параллельно с исследованием пассажиропотока будет запущен онлайн-опрос, который позволит оценить качество транспортного обслуживания, структуру спроса, способы передвижения по городу и цели поездок. Еще одна задача анонимного анкетирования – выявить места отправления, назначения, пересадок и попутного посещения объектов притяжения, время выхода и длительность передвижения горожан.
Запланировано и проведение очной встречи с горожанами для выявления «слабых» мест в системе общественного транспорта. Она пройдет на Кухне городских идей Агентства развития Норильска 18 февраля в 18:30. Для участия необходимо зарегистрироваться.
Итоги первого этапа исследования будут предоставлены до 31 мая.