Агентство развития Норильска

Прищепка как знак свободы

Художник Марина Акишина на «Творческой кухне» АРН поделилась опытом организации благотворительных акций и арт-проектов.

Марина Акишина любит трудиться и делиться знаниями. Открыта всему новому и необычному. Жизнерадостна и полна творческих идей. Ее карнавальный костюм венчает панама с прищепками, которые художник считает «знаками свободы».

Уже около 20 лет Марина Акишина занимается благотворительностью. Тратит на это большую часть своего заработка и почти все свое время. Возглавляет две некоммерческие организации. Более 15 лет работает с воспитанниками и выпускниками детских домов, лично беря шефство над ребятами. Вместе с единомышленниками создала систему специализированных лагерей для воспитанников и выпускников детдомов. Многие подопечные общественного деятеля и ее команды, получив в юности прививки благотворительности, взялись за реализацию собственных социальных инициатив, когда стали взрослыми.

Прибыв в Норильск по приглашению музейной PolArt-резиденции, Марина Акишинана протяжение трех недель трудилась над проектом «Смелый эксперимент». Активными участниками работы на стыке театра абсурда, живописи, фотографии и видео стали самые обычные жители Норильска. Неравнодушные к современному искусству северяне примеряли новые образы и участвовали в пластических экспериментах, создавали фантастические маски из папье-маше и необычные каски. Серия авангардных работ и уличный перформанс «В ожидании Солнца» стали основой итоговой постановки в стиле театра абсурда, представленной художником 19 мая на «Ночи музеев».

На следующий день некоторые участники «Смелого эксперимента», а также представители разных городских организаций смогли получить очередную порцию вдохновения от Марины Акишиной. На «Творческой кухне» в Агентстве развития Норильска собрались: завсектором инновационно-методического отдела Централизованной библиотечной системы Елена Коваленко,общественный деятель Алексей Гусев, начальник управления благотворительных проектов ЗФ «Норникеля» Наталья Дунаева, сотрудник благотворительного фонда «69 параллель» Анна Баранчук, корреспондент телекомпании «Северный город» Анастасия Гринько, участники «Молодой Гвардии» Владислав Завгородний и Роман Потапенко, представитель семейной общины «Ня танса» Валерия Болгова, социальные предприниматели Евгения Гарнага (центр «Чудо дети») и Сергей Канавин («Шоу профессора Николя»).

«Важно, чтобы появляющиеся в городе идеи реализовывались силами тех людей, кто их инициирует. «Кухня городских идей» АРН – это место, где можно проводить мозговые штурмы, докручивать идеи, конкретизировать их. Здесь обязательно должна быть творческая энергия. Поэтому в рамках «Кухни городских идей» появился клуб «Творческая кухня» АРН, куда мы зовем людей нестандартных, неординарных, умеющих что-то придумывать, – отметила директор Агентства Светлана Рубашкина. – Первая «Творческая кухня» была с латвийским режиссером. Гиртс Эцис рассказал, как пробудить творчество в себе. Гость второй встречи клуба – Марина Акишина. Она точно знает, как пробуждать творчество в других людях, как раскрыть для них вкус креативного процесса для совместной реализации нужных городу идей«.

Полуторачасовая беседа с Мариной Акишиной прошла на одном дыхании. Культуролог, педагог, режиссер и первоклассный организатор успела ответить на несколько актуальных для местных сообществ вопросов. Например, как своими силами сделать фестиваль. Шесть лет назад Марина Акишина организовала первый фестиваль уличных театров в Ярославле, на родине русского театра. «Очень здорово, что появился такой формат – «Кухня». Именно на кухнях рождаются яркие идеи, ведутся душевные диалоги, – заметила Марина Акишина. – Василий Шукшин на табуретке писал свой фильм «Калина красная». Андрей Тарковский тоже на кухне создавал одно из своих произведений. Ярославский художник-мультипликатор Александр Петров на кухне, подвязывая камеру к табуретке, снимал мультфильм «Старик и море», и получил «Оскара» за эту работу«.

«Как организовать фестиваль? Брать и делать! Нужно быть готовым взять на себя ответственность за реализацию проекта, продолжать, даже если не все сразу получается. У меня, например, на проведение первого фестиваля уличных театров в Ярославле не было ни копейки средств от властей. Помогли личные знакомства с артистами уличных театров, которые согласились не только бесплатно участвовать, но и самостоятельно оплатить транспортные расходы. Занимаясь организацией питания приезжих артистов, я обошла множество кафе и ресторанов. Ряд предпринимателей согласился помочь. Собрала команду волонтеров из 15 человек. Они три дня совершенно бесплатно работали: встречали артистов, помогали им в размещении, сопровождали их«, – рассказала гость «Творческой кухни».

Первый фестиваль в Ярославле прошел с большим успехом и событие стало ежегодным. Теперь средства на проведение фестивалей направляют и местные власти, и бизнес. Марина Акишина активно развивает фестивальное движение в стране. Она возглавляет Ассоциацию фестивалей уличных театров, куда входят уже 12 городов России.

Необычное и яркое городское мероприятие – один из способов вовлечения людей в творчество, уверенна художник.

«Улица – это пространство, где можно творить бесконечно! Фестиваль уличных театров, врезаясь в волну обыденности, делает жителей города сопричастными к разным формам искусства, просвещает их, дарит радость, преображает городское пространство. Такой фестиваль становится мощным толчком для пробуждения креатива в жителях. Фестивали уличных театров помогают развиваться и профессиональным театрам. Сейчас наличие фестиваля уличных театров в городе является показателем его цивилизованности, – уверенна Марина Акишина. – Я вижу огромный потенциал для появления и развития уличного театра в Норильске. Говорю это, основываясь на совместной с жителями города работе над постановкой в рамках проекта «Смелый эксперимент». Мы сделали ее за три дня. Было очень сложно, но и очень интересно. Считаю, что эту постановку нельзя терять. Давайте объединим усилия и создадим первый уличный театр в Норильске!«.

Как отметили собравшиеся на «Творческой кухне», фестиваль уличных театров – это хорошая модель социального бизнеса, инструмент пробуждения креатива в местных жителях и позиционирования Норильска для внешней аудитории.

Рассказывая о том, как создать и вписать арт-объект в городскую среду, художник привела в пример свой недавний опыт работы в одном из городов российского Заполярья.

«В начале года мы вместе с горожанами всего за семь дней построили в Нарьян-Маре снежный городок размером 10х20 м. Первые два дня со мной работали всего трое ребят. Но как только первые фотографии с площадки строительства снежного городка попали в Интернет, люди пошли к нам сами. В итоге к работе присоединились более 60 человек! Они целыми семьями выходили на улицу в мороз, брали в руки лопаты и превращали заготовленные нами кубы снега в разные инструменты. Назвали городок «Снежное пианино». В данном случае наш арт-объект мы создавали из снега. И самым важным в этом проекте стало вовлечение местных жителей в творческую деятельность, – поделилась Марина Акишина. – Арт-объект не всегда нужно создавать с нуля. Иногда достаточно изменить какой-то существующий объект. Главное, продумать концепцию, понять, для чего нужен этот арт-объект, как он будет использоваться«.

За чашкой чая Марина Акишина рассказала и о том, как вовлечь самых разных людей в творческий процесс, мотивировать их на системное участие в проекте, раскрыть творческий потенциал каждого конкретного человека: «Если вы действительно занимаетесь своим делом – тем, что вы по-настоящему любите и что умеете, то люди это увидят и присоединятся к вам. Чтобы у людей не пропадал интерес к проекту, нужно их заинтересовать. Для этого надо правильно распределить роли. Нужно понять его возможности и создать ему комфортные условия для работы».

На сегодня в копилке команды Марины Акишиной уже 30 проектов с системным участием волонтеров и предпринимателей. Например, бесплатное социальное такси для пожилых людей в разных городах страны. Гость «Творческой кухни» поделилась способом привлечения в благотворительный проект волонтеров и инвесторов: «Нужно уметь вести честный диалог с собой и людьми, уметь грамотно распределить роли, пробудить в людях интерес, помочь им почувствовать, что их помощь важна для общего хорошего дела. Предпринимателям зачастую не интересна обычная реклама, они хотят сопричастности к социально важному событию».


«Кухня городских идей» – коммуникационная площадка Агентства развития Норильска для разработки инициатив местного сообщества. Чтобы предложить идею для обсуждения в АРН, нужно заполнить форму на нашем сайте www.arnorilsk.ru (кнопка «Предложить идею» в правом верхнем углу страницы).

Участники мозговых штурмов на «Кухне городских идей» смогут стать членам Клуба «Творческая кухня» АРН и принимать участие во встречах со специальными гостями Агентства, решающими творческие задачи в разных сферах человеческой деятельности.

Фото: Алены Ивановой и предоставленные Мариной Акишиной
Enable Notifications    OK No thanks
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять