Агентство развития Норильска

Разработан проект концепции развития торговой отрасли в сфере розничной торговли

Документ обсуждают на публичных слушаниях.

Администрация Норильска разработала проект концепции развития торговой отрасли в сфере розничной торговли на территории города на 2018-2022 годы.

Реализация концепции, по мысли разработчиков, позволит:

  • достичь установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов;
  • осуществить поэтапный переход хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в нестационарных торговых объектах, в стационарные торговые объекты и многопрофильные торговые комплексы (центры);
  • сформировать торговую инфраструктуру с учетом потребностей населения и современных требований к видам и типам торговых объектов.

Сейчас в Норильске проходят публичные слушания по вопросу одобрения концепции с участием заинтересованных лиц и жителей города. В Талнахе и Кайеркане документ уже обсудили. В Центральном районе публичные слушания состоятся сегодня, 26 апреля, в конференц-зале городского управления имущества (Ленинский проспект, д. 23А, 3 этаж). Начало в 18 часов.


Приложение

к постановлению Администрации

города Норильска

от 23.03.2018 № 09

ПРОЕКТ

Концепция развития торговой отрасли в сфере розничной торговли

на территории муниципального образования город Норильск

на 2018-2022 годы

1.Цель реализации Концепции развития торговой отрасли в сфере розничной торговли на территории муниципального образования город Норильск на 2018-2022 годы (далее– Концепция):

развитие на территории муниципального образования город Норильск (далее – МО город Норильск) торговой инфраструктуры, основанной на принципах реализации установленных нормативов минимальной обеспеченности населения МО город Норильск площадью стационарных торговых объектов.

2.Нормативные правовые акты, используемые при разработке Концепции.

При разработке концепции учитывались положения следующих нормативных правовых актов:

Земельный кодекс Российской Федерации (статья 39.36);

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (подпункт 15 пункта 1 статьи 16);

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (статьи 2, 10, 17, 18, 19);

Закон Красноярского края от 26.01.2017 № 3-396 «О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Красноярского края и муниципальных образований края» (далее — Закон Красноярского края от 26.01.2017 № 3-396);

Приказ министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 № 05-95 «Об установлении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края»;

Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации (письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.03.2015 № ЕВ-5999/08);

Решение Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.11.2009 № 22-533 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Норильск»;

Постановление Администрации г. Норильска Красноярского края от 22.04.2009 № 209 «О Порядке организации и размещения летних кафе, объектов сезонной мелкорозничной торговли, детских игровых площадок на территории муниципального образования город Норильск» (далее — постановление Администрации города Норильска от 22.04.2009 № 209);

Постановление Администрации города Норильска от 07.03.2014 № 111 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Норильск».

3.Анализ текущего состояния сферы розничной торговли на территории МО город Норильск

На потребительском рынке МО город Норильск по состоянию на 01.01.2018 года функционировало:

768 объектов торговли с торговой площадью 140784 кв. м, из которых:

— стационарные объекты торговли: 35 торговых центров и торговых комплексов (торговая площадь 45028 кв. м); 515 магазинов (торговая площадь 85050 кв. м), в том числе 31 — супермаркет, 190 — специализированных магазинов;

— нестационарные объекты торговли: 200 павильонов (торговая площадь 10706 кв. м); 6 киосков.

Инфраструктура розничной торговли на территории МО город Норильск характеризуется разнообразием торговых объектов и форм торгового обслуживания.

Положительными тенденциями в развитии потребительского рынка являются открытие предприятий торговли современного формата, что позволяет улучшить условия для обслуживания потребителей и условия работы продавцов, применять новое высокотехнологичное оборудование, модернизировать узлы расчета, применять штрихкодирование, производить оплату товара с применением банковских пластиковых карт. На территории МО город Норильск продолжают открываться крупные торговые центры, на площади которых перемещаются объекты мелкорозничной торговли. По состоянию на 01.01.2018 года в 35 торговых центрах и торговых комплексах осуществляли деятельность 843 объекта торговли. Ежегодно растёт число магазинов самообслуживания, так как такая форма торговли является наиболее эффективной для субъектов предпринимательской деятельности (далее – СПД) и привлекательной для населения. По состоянию на 01.01.2018 года территории МО город Норильск функционировало 177 магазинов самообслуживания.

Интенсивно развиваются торговые сети, их численность составляет около 150. На территории МО город Норильск представлены крупные федеральные торговые сети – «Л’Этуаль», «Эльдорадо», «DNS», «585», «Sunlight», «Спортмастер», «Kari», «Евросеть», «Связной» и др., офисы продаж операторов сотовой связи — «МТС», «Билайн», «Мегафон», «Теле 2». На текущий момент крупноформатные объекты продуктовой розницы принадлежат местным торговым сетям: «Подсолнух», «Жар.Птица», «Океан», «Медведь», «Материк», «Югас», «Вест», «777», «Мир». Торговые сети «Подсолнух» и «Жар.Птица» предлагают жителям МО город Норильск товары, выпускаемые под собственными товарными марками.

В настоящее время Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории МО город Норильск (далее по тексту — Схема) определено 255 адресных ориентиров для размещения нестационарных объектов торговли, в том числе 24 сезонных (функционирующих только в летний период — с 01 июня по 30 сентября).

Муниципальная торговля в городе Норильске отсутствует, товарное обеспечение жителей МО город Норильск осуществляют субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно за счет собственных средств, обеспечивая продовольственную безопасность территории.

Обеспеченность населения МО город Норильск площадью торговых объектов на 01.01.2017 года по нормативам, установленным Законом Красноярского края от 19.12.2013 № 5-1997 «О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Красноярского края, муниципальных районов и городских округов края», рассчитанная с учетом торговых площадей нестационарных торговых объектов составляла 128 % (787 кв. м на 1000 человек при нормативе обеспеченности 612,81 кв. м на 1000 человек); по торговым объектам, реализующим продовольственные товары — 151 % (283 кв. м на 1000 человек при нормативе обеспеченности 187,02 кв. м на 1000 человек); по торговым объектам, реализующим непродовольственные товары — 118 % (504 кв. м на 1000 человек при нормативе обеспеченности 425,79 кв. м на 1000 человек).

Согласно нормативам, утвержденным Законом Красноярского края от 26.01.2017 № 3-396 (вступил в силу 07.02.2017), обеспеченность населения МО город Норильск площадью торговых объектов (без учета торговых площадей нестационарных объектов торговли) по состоянию на 01.01.2018 года составляет 116,8 % (728,8 кв. м на 1000 человек при нормативе обеспеченности 623,92 кв. м на 1000 человек); по торговым объектам, реализующим продовольственные товары ­­- 117,6 % (239,7 кв. м на 1000 человек при нормативе обеспеченности 203,89 кв. м на 1000 человек); по торговым объектам, реализующим непродовольственные товары — 116,5 % (489,1 кв. м на 1000 человек при нормативе обеспеченности 420,03 кв. м на 1000 человек).

Обеспеченность населения МО город Норильск площадью торговых объектов местного значения составляет 121,5 % или 351 объект местного значения при нормативе, установленном Законом Красноярского края от 26.01.2017 № 3-396, 289 объектов местного значения. При расчете обеспеченности населения МО город Норильск площадью торговых объектов местного значения было учтено 216 магазинов и 135 павильонов, адресные ориентиры которых определены Схемой.

4.Анализ причин возникновения негативных тенденций в сфере розничной торговли

Наряду с положительными направлениями развития потребительского рынка следует отметить и негативные тенденции, имеющиеся, в основном, в сфере розничной торговли в нестационарной торговой сети.

По состоянию на 01.01.2018 года на территории МО город Норильск функционировало всего 206 нестационарных торговых объектов (далее – НТО):

— 6 киосков;

— 200 павильонов.

Необходимо отметить следующие проблемы, наиболее часто встречающиеся при осуществлении торговли в НТО:

— несоблюдение СПД санитарных норм и правил;

— нарушение правил пожарной безопасности;

— несоблюдение СПД требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ);

— продажа табачных изделий вблизи школ;

— несоответствие внешнего вида НТО сложившемуся архитектурному облику города;

— отсутствие возможности ожидать общественный транспорт ранним утром и в позднее вечернее время в предназначенных для этих целей залах ожидания, оборудованных в павильонах-остановках.

В большинстве НТО имеют место следующие нарушения СПД требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ:

— продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при осуществлении розничной торговли;

— продажа алкогольной продукции без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции;

— торговля пивом и иной алкогольной продукцией с 23 часов до 8 часов по местному времени (не относится к объектам общественного питания);

— продажа пива и иной алкогольной продукции несовершеннолетним.

В результате мониторинга объектов потребительского рынка регулярно выявляются факты продажи пива в нестационарных объектах торговли (в 2016 году — 148, в 2017 году — 130); случаи продажи алкогольной продукции без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (в 2016 году — 19, в 2017 году — 10). О каждом нарушении Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ направлена информация для сведения и принятия мер в отдел ОМВД России по городу Норильску. Сумма штрафных санкций, наложенных ОМВД России по городу Норильску на СПД по статье 14.16 КоАП РФ по фактам, указанным в письмах УПРиУ, составила в 2016 году 1428,7 тыс. руб., в 2017 году — 935 тыс. руб.

Следует отметить, что на территории Красноярского края правоохранительными органами и Министерством промышленности, энергетики и торговли проводятся мероприятия по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции. По результатам таких мероприятий в отношении СПД, систематически нарушающих законодательство, принимаются решения о расторжении договоров аренды и возврате арендуемых СПД земельных участков.

Индивидуальные предприниматели (далее – ИП), исходя из того, что Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ допускается продажа пива ИП только в стационарных объектах, а осуществление розничной торговли в НТО с соблюдением данных положений законодательства нерентабельно, в адрес органов местного самоуправления МО город Норильск неоднократно направляли обращения о рассмотрении возможности преобразования их НТО в стационарные объекты торговли.

5.Мониторинг НТО

Администрацией города Норильска с 01 марта по 01 августа 2017 был проведен мониторинг временных сооружений — отдельно стоящих объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, расположенных на земельных участках, предоставленных субъектам предпринимательской деятельности на праве аренды на территории муниципального образования город Норильск (за исключением поселка Снежногорск), всего 235 объектов.

Сводная информация результатов мониторинга нестационарных объектов на территории МО город Норильск представлена в следующей таблице.

№ п/п

Район Центральный

Район Талнах

Район Кайеркан

Итого по МО г. Норильск

1

Количество нестационарных объектов на территории МО город Норильск, всего,
из них:

105

79

81

265

2

не работающие длительное время

13

13

4

30

3

Проведен мониторинг объектов (кол-во)

92

66

77

235

4

Специализация обследованных объектов:

— продовольственные товары

66

46

55

167

— непродовольственные товары

17

7

21

45

— смешанный ассортимент

2

8

0

10

— общественное питание

7

4

1

12

— прочие (стоматологические услуги)

0

1

0

1

5

Нарушения, выявленные в нестационарных объектах

— нарушение целевого использования земельного участка

8

4

1

13

— нарушение правил торговли и ЗПП

45

34

70

149

— нарушение санитарных норм и правил

49

46

51

146

— нарушение закона №171-ФЗ*

39

7

12

58

— нарушение закона №15-ФЗ**

18

2

1

21

* — Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ;

** — Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

    По результатам мониторинга органами местного самоуправления определены основные проблемы в размещении нестационарных торговых объектов на территории МО город Норильск. На основании сделанных выводов НТО классифицированы по четырем блокам:

№ п/п

Предложения по результатам мониторинга НТО

Район Центральный

Район Талнах

Район Кайеркан

Итого по МО г. Норильск

Блок №1

«Освобождение земельных участков», всего объектов,

из них:

64

39

36

139

— объекты, не используемые длительное время

16

10

4

30

— объекты, имеющие признаки деформации

2

3

1

6

— объекты на расстоянии до границ образовательных учреждений менее 100 м

36

12

28

76

— объекты, по которым имеются решения суда об освобождении земельных участков

10

14

3

27

Блок №2

«Объекты, расположенные в зонах с низкой обеспеченностью площадью стационарных торговых объектов»

7

4

20

31

Блок №3

«Автобусные остановки с торговыми павильонами»,
в том числе

7

5

3

15

— закрытые объекты

1

1

0

2

— работающие объекты

6

4

3

13

Блок №4

«Прочие объекты» всего,

в том числе:

27

31

22

80

— объекты, в которых нарушается Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ

12

10

9

31

— объекты, не вошедшие в другие блоки и группы

15

21

13

49

Адресные ориентиры для исключения из Схемы, из них:

8

1

1

10

— не востребованы

5

1

1

7

— освобождены

2

2

— прочие (расположен на территории Русской православной Церкви)

1

1

6.Основные направления реализации Концепции.

Принимая за основу результаты мониторинга НТО, в целях дальнейшего развития торговой отрасли на территории МО город Норильск и достижения установленного муниципальной программой «Развитие потребительского рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства» на 2020 год целевого индикатора по обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов (760 кв. м на 1000 жителей), учитывая, что Законом Красноярского края от 26.01.2017 № 3-396 для МО город Норильск не установлены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов, необходимо проведение следующих мероприятий:

    1.Обеспечить актуализацию Схемы с учетом проведенного мониторинга, исключив из нее адресные ориентиры НТО, не используемых длительное время; ряда автобусных остановок с торговыми объектами; НТО с признаками деформации; НТО, по которым имеются решения суда об освобождении земельных участков; объектов, в которых нарушается Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

    2.Размещение НТО на территории МО город Норильск осуществлять на основании договоров на размещение (эксплуатацию) НТО без оформления земельно-правовых отношений путем проведения аукционов.

    3.С учетом градостроительной ситуации, с целью достижения нормативов минимальной обеспеченности населения МО город Норильск площадью стационарных торговых объектов, обеспечить формирование земельных участков для дальнейшего их предоставления на аукционах для строительства стационарных торговых объектов – «магазинов», как на местах, освобождаемых от НТО, так и на вновь сформированных земельных участках.

    4.В целях сохранения бизнеса хозяйствующих субъектов, в отношении которых принято решение о необходимости освобождения места размещения НТО, предложить СПД:

— участвовать в аукционе на право аренды земельного участка под строительство торгового объекта;

    — имущественную поддержку (предлагается предоставление в безвозмездное пользование или предоставление в аренду по льготной ставке арендной платы) в соответствии с муниципальной программой «Развитие потребительского рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства» в рамках утвержденного перечня муниципального имущества муниципального образования город Норильск, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, на безвозмездной или возмездной основе, в соответствии с Порядком предоставления муниципального имущества свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставление этих объектов в аренду или иное пользование сроком на 5 и более лет.

    5.В целях улучшения и сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки обеспечить:

    — приведение внешнего вида НТО в соответствие с типовыми требованиями к внешнему виду, габаритам НТО;

    — строительство стационарных объектов в соответствии с типовыми проектами, утвержденными Администрацией города Норильска.

    Реализация вышеизложенных мероприятий предполагает:

    1. Изменение существующей нормативной правовой базы сегмента нестационарной торговли на территории МО город Норильск:

    — внесение изменений в Схему;

    — разработка Порядка размещения НТО на территории МО город Норильск;

    — разработка Порядка формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества муниципального образования город Норильск, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

    — разработка Порядка предоставления муниципального имущества свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

    — разработка Требований к внешнему виду, габаритам НТО и стационарных торговых объектов – магазинов, автобусных остановок на территории МО город Норильск.

    2. Юридическое оформление размещения НТО, автобусных остановок и магазинов на территории МО город Норильск.

    7.Ожидаемый результат от реализации концепции

    Реализация Концепции позволит обеспечить дальнейшее
    развитие торговой отрасли в сфере розничной торговли на территории МО город Норильск, в том числе:

— достичь установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов;

— осуществить поэтапный переход хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю в нестационарных торговых объектах, в стационарные торговые объекты и многопрофильные торговые комплексы (центры);

— сформировать торговую инфраструктуру с учетом потребностей населения и современных требований к видам и типам торговых объектов, формам и способам торговли.

Фото: Николай Щипко
Enable Notifications    OK No thanks
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять