Новый для широкой аудитории термин — импакт-инвестирование — это инвестиции не столько ради прибыли, сколько ради весомых позитивных социальных, экологических и иных связанных с обществом изменений. В последнее годы интерес к такому направлению наблюдается в том числе и в России. Максим Миронов рассказал, как Норильск встраивается в концепцию социального инвестирования.
О ставках
«Для повышения эффективности импакт-инвестирования должны быть определенные драйверы, которыми выступают институты развития. Мы понимаем, что в федеральном масштабе — это госкорпорация ВЭБ.РФ. В локальном смысле — Агентство развития Норильска тоже драйвер для развития импакт-ивестирования на местном уровне.
Мир меняется и понятно, что задачи, которые тогда и сегодня стоят перед Норильском, — отличаются. Несмотря на то, что город находится в экстремальных климатических условиях и уже 30 лет не ведется строительство, потому что это экономически невыгодно, мы наблюдаем положительную динамику в части прироста населения. В то время как другие города до 200 тысяч человек теряют количество жителей.
Мы провели социологическое исследование и точно знаем, что горожане хотят расширить спектр потребительских сценариев, хотят иметь возможность получать больше профессий и реализовываться в них. Норильск нуждается в новом типе горожанина. А значит, пора менять ставку.
В Норильске настал ключевой момент в истории. Недавно заключено четырехстороннее Соглашение между федерацией, регионом, «Норникелем» и городом в целях социально-экономического развития Норильска. Кроме того, со стороны компании по решению Владимира Потанина выделены дополнительные средства. И вот сейчас на КЭФе было подписано Соглашение об инвестировании 20 млрд рублей со стороны «Норникеля» в туристическую сферу Таймыра. Это дает Норильску новые возможности.
Чтобы импакт-инвестирование стало эффективным инструментом развития, необходимо четко понимать, куда движется город. В ставке, которая у нас сделана до 2035 года, мы видим три главных направления: креативная экономика, туризм и высокотехнологичное предпринимательство и производство».
О креативной экономике
«Уже сейчас у нас есть интересные и перспективные проекты. Например, коллаборация местных ремесленников, мировых дизайнеров и норильской молодежи, изучающей в Центре цифрового развития IT-Куб программирование, искусственный интеллект, 3D-моделирование. Вместе с ними мы открываем школу декоративно-прикладного искусства «Мастера Севера», в которой они смогут создавать продукцию на стыке традиционных техник и IT-технологий. Такие изделия сохраняют и продвигают традиционную культуру коренных малочисленных народов Таймыра. Скоро мы планируем создать креативный кластер, который объединит представителей самых разных сфер и профессий и позволит норильчанам реализоваться в любимом деле, создавать продукцию, востребованную далеко за пределами Норильска, и реализовывать ее».
О туризме
«Важно не только создавать туристическую инфраструктуру. Нужна новая образовательная среда, которая будет способствовать появлению так называемых экосапиенсов. То есть туристы, и прежде всего мы сами — норильчане и таймырцы, — должны поменять свое отношение к природе, стать более ответственными по отношению к ней. Но и сама инфраструктура должна помогать в формировании такой культуры. Нужна альтернативная энергетика, современные очистные сооружения и другие технологии, которые позволят минимизировать воздействие на экосистему».
О высокотехнологичном производстве
«Мы говорим о, возможно, первом арктическом технопарке, который будет работать по двум направлениям. Учитывая, что до 2035 года в Норильске предстоит построить до 100 новых зданий, а город находится в ограниченном периметре и за его границы выходить не может, поскольку стоит на вечной мерзлоте, дома будут появляться взамен и на местах аварийных. Логистика была и остается для Норильска сложной и дорогостоящей. Строительные отходы, которые будут поваляться в рамках реновации, надо будет вывозить или складировать. Но вместо этого мы хотим создать технопарк для малого и среднего бизнеса, в котором предприниматели могли бы заниматься переработкой отходов и создавать новые строительные материалы и продукты для стройки домов или создания необходимой инфраструктуры.
Второе направление технопарка — высокотехнологичный передел цветной металлургии. Мы видим опыт европейских компаний, которые тоже имеют непростую логистику и удалены от деловых и экономических центров. Но при этом они не только добывают, но еще и создают продукцию высокой рыночной стоимости.Они используют минимальный человеческий ресурс. В основном — технологии и автоматизация».