Бухта Марии Прончищевой находится в море Лаптевых, примерно в 75 километрах к северу от входа в Хатангский залив. Экспедиция стартовала в Хатанге. Маршрут проходил по прибрежной зоне Хатангского залива — поселки Новорыбная и Сындасско. Далее группа направилась на мыс Костистый, остров Преображения, к бухте Прончищевой, в поселок Попигай, озерам Кунгасалах и Таймыр, устью реки Бекада-Нгуома.
Научно-исследовательская поездка — еще один шаг в части развития туристического потенциала территорий туркластера «Арктический». В настоящее время побережье Хатангского залива является территорией стихийного туризма. От беспорядочного «набега» туристов, следующих по Северному морскому пути, страдает флора и фауна территории. Неорганизованные путешествия не позволяют отследить количество гостей, оценить степень антропогенного воздействия и минимизировать негативное влияние на хрупкую арктическую природу.
«В последние годы интерес к непопулярным маршрутам в удаленных, особенно арктических территориях, только растет. Нам важно сохранить природное богатство Арктики и сделать туризм частью экономической отрасли. — рассказывает Анастасия Король, руководитель направления «Развитие туризма» АРН. — Мы увидели потенциальные «якори» для гостей. К примеру, озеро Таймыр или пестрые скалы Попигая. Поселок уже сейчас готов к встрече туристов. Туроператоры тоже отметили это направление как перспективное».
Помимо поиска новых направлений перед участниками экспедиции стояли и другие задачи — исследование флоры и фауны территории, сверка координатов лежбищ моржей и миграции стад овцебыков. Полученные данные позволят проложить наиболее интересные и зрелищные туристические маршруты, но вместе с тем безопасные с точки зрения сохранения привычной формы обитания диких животных.
В Норильск участники экспедиции привезли немало артефактов, которые после оценки специалистов будут переданы в музеи. К примеру, фонды могут пополнится седлами для олений, которыми и сегодня пользуются долганы и эвенки. «Интересны не только предметы быта, но и современный уклад жизни в отдаленных северных поселках, — делится впечатлениями старший научный сотрудник МВК «Музей Норильска» Александр Смирнов. — Кажется, что Попигай существует на стыке цивилизации и традиционной культуры. Тут активно используют снегоходы, но они тянут нарты. Прилетающие вертолеты садятся на землю, рядом с которой пасутся олени, пойманные маутом».
Еще одна большая задача — поиск следов Великой Северной экспедиции. В 1740 году дубель-шлюпка «Якутск» под командование Харитона Лаптева вошла в Хатангский залив. До этого таким маршрутом в 1736 году двигался отряд Василия Прончищева. Достигнув мыса, Прончищев был вынужден лечь на обратный курс. В августе полярный исследователь умер, а в сентябре «Якутск» вошёл в устье реки Оленёк, где через несколько дней скончалась и жена Прончищева — Татьяна, первая женщина — полярный исследователь.
В 1740 году на входе в бухту Прончищевой дубль-шлюпка «Якутск» Лаптева оказывается скованной льдом. 47 членов экипажа были вынуждены пробираться на берег через льды и холодную воду. Команда Лаптева ожидала в землянках момента, когда замерзнут реки, и только через месяц моряки добрались до зимовья у реки Блудная. Реальным свидетельством Великой Северной экспедиции сегодня остается зимовье Харитона Лаптева в поселке Новорыбная. Вблизи поселка установлен соотвествующий памятны знак, который предстоит отреставрировать.
«Результатом экспедиции для «Заповедников Таймыра» можно назвать следующее: крайне важно возобновить работу кордонов заповедника в бухте Прончищевой и окрестностях озера Таймыр. С сожалением понимаю, что сегодня день действует исключительно юридическая охрана и даже она не в полной мере эффективна. Для сохранения природного наследия и выполнения поставленных перед нами государством задач мы приложим все усилия для возвращения на эти территории», — рассказал директор ФГБУ «Заповеднике Таймыра» Константин Просекин.
По итогам поездки участникам экспедиции предстоит большая работа: необходимо описать перспективные маршруты, возможные точки притяжения туристов и, конечно, природные особенности территории. Кроме того, в ближайшее время будет инициирован вопрос в Русское географическое общество о переименовании бухты Марии Прончищевой в бухту Татьяны Прончищевой (настоящее имя жены полярного исследователя Василия Прончищева). Топонимическая ошибка случилась несколько столетий назад при расшифровке карт.
Уже сейчас понятно, что Хатангское направление — маршрут, который в перспективе может соревноваться в популярности с плато Путорана. «Мы посетили 12 локаций и выделили из них шесть для составления турмаршрутов. Собрали немало научного материла: провели замер «дыхания» тундровых экосистем, изучили флору и фауну территории, установили точные координаты лежбищ моржей, миграции стад овцебыков и мест обитания белого медведя. Нашли новых партнеров, готовых вместе с нами развивать ТРК «Арктический», — гидов, проводников, экскурсоводов, организаторов массовых мероприятий, мастеров ДПИ. Мы собрали недостающие данные для будущего путеводителя по Таймыру. «Заповедниками Таймыра» принято решение о проработке возможности восстановления полярных станций, находящихся на территории заповедника «Большой Арктический». Это позволит вести научные исследования и контролировать посещение заповедных территорий туристами», — подвел итог директор Агентства развития Норильска Максим Миронов.